Метаданные электронного образовательного ресурса
для программ высшего образования
Литература Турции
Институт международных отношений, истории и востоковедения; Высшая школа международных отношений и востоковедения, кафедра алтаистики и китаеведения, Направление: 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» Языки и литература стран Азии и Африки.
Учебный план: «Литература Турции» (очное, 2016)
Дисциплина: «Литература Турции» (бакалавр, 2 курс, 4 семестр, очное обучение)
Количество часов: Трудоемкость дисциплины в 4 семестре 2 курса составляет 3 зачетные единицы 54 часа. Контактная работа - 54 часа, в том числе лекции - 36 часов, практические занятия - 18 часов. Самостоятельная работа - 18 часов. Контроль (экзамен).
Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется теоретической части изучаемой темы. Для эффективного усвоения информации, предусмотрены перечень основной и дополнительной литературы, глоссарий, а также представлены вопросы и темы форума, которые выносятся для обсуждения на семинарские занятия.
Темы:
1. Героический эпос «Книга моего деда Коркута». Тематика, идейное содержание, композиционное построение. Стилистические особенности текстов (на примере сказаний).
2. Воинская повесть. «Баттал-наме». Содержание, основные идеи и образы повести.
«Сказание о Мелике Данышменде». Ее историческая основа и преемственность по отношению к «Баттал-наме». Идейное содержание памятника. Изобразительные средства «Сказания». Стихотворные вставки.
3. Агиографическая литература. Обоснование возникновения. Турецкие сказания о жизни и чудесах пророка Мухаммада и его сподвижников. Философско-дидактическая поэзия. Сулейман Челеби.
4. Любовно-романический эпос. Традиционные сюжеты и их источники. Склонность авторов к фантастике и авантюрной занимательности. Месуд ибн Ахмед «Сухейль и Невбахар». Тутмаджи «Гюль и Хюсрев». Шейх-оглу «Хуршид и Ферахшад». Меддах Юсуфи «Варака и Гюльшах».
5. Хамзави и его «Хамза-наме». Роль занимательного начала, авантюрных мотивов. Особенности стиля.
6. Ахмеди. (1334?-1413?). Поэма «Искандер-наме». «Джемшид и Хуршид». Лирика поэта.
7. Шейхи. Поэма «Хосров и Ширин». Поэтическая обработка поэмы в литературе Востока. Особенности поэмы «Хосров и Ширин». Поэма «Хар-наме» («Поэма об осле»). Тематика, идейное содержание, композиционное построение.
8. Возрожденческие тенденции в Османском государстве со второй половины XVв. Лирическая поэзия второй половины 15 середины 16 вв. Ахмед-паша (1420–1497). Новаторский характер его творчества. Газели-назире на стихи Хафиза и Алишера Навои. Лирика поэта. Касыды поэта.
9. Иса Неджати. Мотивы и образы его любовной лирики. Михри-хатун. Жизнь поэтессы, ее литературная среда и творческое наследие.
10. Иса Месихи. Традиции городской вольнодумной культуры в поэзии. Поэма «Городские смутьяны». Вольнодумное начало в поэзии Джафера Челеби.
11. Ильяса Ревани и его поэма «Ишрет-наме».
12. Поэзия Иваза Зати. Особенности творчества. Поэма «Свеча и Мотылек». Мехмед Хаяли. Литературное наследие поэта.
13. Лирическая поэзия в середине 2 – ой половины XVI в. Мухаммед Абдул Бакы. Творчество поэта как художественный итог «золотого периода».
14. Рухи Багдади. Газели поэта и его «Теркиб – и бенд».
15. Хамдуллах Хамди и поэмы составившие его «Пятерицу».
16. Мухаммед ибн Осман Лямии и его любовно-романические поэмы.
17. Творчество Ташлыджалы Яхья и его «Пятерица».
Ключевые слова: героический эпос, воинская повесть, агиографическая литература, любовно-романический эпос авантюрные мотивы, возрожденческие тенденции в Османском государстве, городская вольнодумная культура в поэзии, сюжетная рамка поэмы, композиционные особенности.
Автор ЭОР: Нигматуллина Алсу Мансуровна, доцент кафедры алтаистики и китаеведения, кандидат филологических наук, тел.: 8-917-2869166, email: alsunigmatullina@ mail.ru.
Дата начала эксплуатации: 8 февраля 2017 г.
- Учитель: Алсу Нигматуллина