Предметом изучения дисциплины "Экологические основы природопользования" является взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания. Под средой обитания следует понимать не только естественную природную среду, но и искусственно созданную человеком природу, т.е. промышленность, города, транспорт и т.д. Экологическая проблема в России, как и во многих странах мира, рассматривается как одна из экономических и социальных проблем. Экологические понятия и меры предотвращения экологических преступлений приведены в кодексах, в том числе в Уголовном кодексе Российской Федерации. Однако для школьного образования они должны быть адаптированы с целью облегчения освоения учебного материала и обогащения собственного опыта учеников, на основе которого формируются экологические знания, научная картина мира, позволяя им расширять горизонты в познании экологических проблем.

Уголовное право не может рассматриваться как главное средство охраны окружающей среды; оно является следствием того, что состояние природы отражается на условиях жизни, на здоровье людей, вызывает генетические отклонения. Профилактическая функция уголовно-правового запрета опасных посягательств на окружающую среду и меры уголовного наказания значительно сдерживают экологические нарушения. Понимание необходимости правового обеспечения природоохранительных мероприятий  является необходимым шагом, однако, не вскрывает сущность экологической проблемы, а выделяет только ее острый этап развития. Это понимание, запоздалое в том смысле, что последствия нашей производственной деятельности, оказались непредвиденными и отразились на поколении пострадавших по здоровью людей и в форме правового запрета и норм, показывает, что развитие психического отражения людей (сознание), как и психика животных, отстает от развития деятельности.

Изучение особенностей взаимоотношений человека со средой обитания невозможно без усвоения основ экологии и общих экологических законов. Федеральным законом об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды установлена система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование и т.д. Этот закон распространяется на все виды образования, в том числе ООП бакалавриата.