Институт психологии и образования, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Направление: 44.03.03 «Специальное дефектологическое образование (бакалаврская программа «Логопедия»)
Учебный план: «Логопедия», (очное, 2015)
Дисциплина: «Алалия» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 4 зачетные единицы, 144 часа (в том числе: лекции -20, практические -34, самостоятельная работа - 36), форма контроля: экзамен
Аннотация: Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1.В.ОД.2.8 Дисциплины (модули)" основной образовательной программы 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и относится к обязательным дисциплинам. Осваивается на 3 курсе, 6 семестр. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль "Логопедия" и строится проблемно-методически на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. В рамках данной дисциплины изучаются вопросы современного состояния изученности психофизиологического, психолингвистического, нейропсихологического подходов к алалии как системному нарушению речи, анализируются причины и механизмы возникновения данного речевого нарушения, рассматривается системный подход к содержанию коррекционно-развивающей работе по преодолению алалии у детей с ОВЗ. Программа данного курса направлена на формирование у студентов готовности к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с алалией, к психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с алалией; способности к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности; к проведению психолого- педагогического обследования лиц с алалией, анализу результатов комплексного медико- психолого-педагогического обследования детей с алалией на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушенного развития; к проведению мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы; к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; к использованию методов психолого-педагогического исследования, основ математической обработки информации; формулированию выводов, представлению результатов исследований.
Темы:

Тема 1. Алалия как системное нарушение речи. Причины и механизм алалии.
Тема 2. Классификации алалии.
Тема 3. Моторная (экспрессивная) алалия: речевая и неречевая симптоматика. Сенсорная (импрессивная) алалия: речевая и неречевая симптоматика.
Тема 4. Система коррекционного воздействия при моторной и сенсорной алалии.

Ключевые слова: алалия, моторная (экспрессивная) алалия, сенсорная (импрессивная) алалия, логопедия, нарушение речи, общее недоразвитие речи
Автор курса: Нигматуллина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики КФУ, тел.:89196415246, email: Irina.Nigmatullina@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 г.