Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского, кафедра теории и технологий преподавания математики и информатики

Направление: 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (не предусмотрено)" 

Учебный план: Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (не предусмотрено) очное бакалавр 2017 г. ((Математика, информатика и информационные технологии; Математика, информатика и информационные технологии в билингвальной татарско-русской среде))

Дисциплина: «Психологические основы обучения математике»

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 0, лабораторные работы - 36, самостоятельная работа – 54), форма контроля: зачет.

Аннотация: В рамках электронного образовательного ресурса  «Психологические основы обучения математике» представлены материалы, которые дополняют, расширяют сведения психолого-педагогического, методического цикла дисциплин. В содержание данного курса входят и такие разделы, как  «Мотивация  на уроках математики», «Когнитивные стили на уроках математики», «Математические способности», «Формирование и развитие приемов учебной деятельности на уроках математики». Вопросы по курсу могут обсуждаться в рамках форума, а также на практических занятиях. В рамках курса студентам предлагается выполнить задания творческого характера.

Темы: 

1. Психолого-педагогический анализ содержания и структуры школьного курса математики. Психолого-педагогические проблемы целей и задач школьного математического образования. Методологические вопросы содержания математического образования. Роль и место обучения математике в общем образовании.  

2. Математическое образование. Личностно - деятельностный подход как основа организации обучения математике. Двустороннее единство обучения - учения математике. Обучение и развитие. Развивающее обучение математике.  

3. Развитие мышления в процессе обучения математике. Мышление, его особенности и виды. О математическом мышлении. Формирование культуры математического мышления.  

4. Ученик как субъект деятельности по обучению математике. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности. Математические способности учащихся. Психолого- педагогические особенности учащихся с гуманитарным и математическим складом ума.  

5. Ученик как субъект деятельности по обучению математике. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности. Математические способности учащихся. Психолого- педагогические особенности учащихся с гуманитарным и математическим складом ума.  

6. Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности. Мотивация. Учебная задача. Учебная задача и проблемная ситуация. Действия в структуре учебной деятельности. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности.  

7. Учебная мотивация. Мотивация как психологическая категория. Учебная мотивация. Познавательный интерес как основной вид учебной мотивации.  

8. Усвоение центральное звено учебной деятельности обучающегося. Общая характеристика усвоения. Навык в процессе усвоения.  

9. Самостоятельная работа высшая форма учебной деятельности. Общая характеристика самостоятельной работы. Самостоятельная работа как учебная деятельность.  

Ключевые слова:  психические процессы, учебная деятельность, мотивация, психическая структура личности, математические способности, когнитивные стили.

Автор ЭОР:  Садыкова Елена Рашидовна, доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики, кандидат педагогических наук, e-mail: sadikova_er@mail.ru, тел. 89172866617

Разумова Ольга Викторовна, доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики, кандидат педагогических наук, e-mail: miraolga@rambler.ru

Дата начала эксплуатации: 11 февраля 2020 г.