КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и образования.

Программа дисциплины "Теоретические основы управления дошкольной образовательной организацией" Б1В)Д4.4

Автор: д.пед.наук, проф. Габдулхаков В.Ф.

Аннотация дисциплины.

В дисциплине раскрываются условия создания системы государственно-общественного управления, риски создания этой системы. Анализируется понятие управления и связанные с ним профессиональные знания по менеджменту. Раскрывается организационная структура (строение) управления, принципы управления, методы управления, особенности профессионально-педагогической культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: управление, принципы, дошкольное образовательное учреждение, профессиональная культура руководителя.

1 курс, 1 семестр

Направление подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование

Профиль подготовки: Управление дошкольным образованием

Квалификация выпускника: магистр

Форма обучения: заочное

Язык обучения: русский.

Год начала обучения по образовательной программе: 2019

Автор: Габдулхаков В.Ф.

Рецензент: Твардовская А.А.

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой: Твардовская А.А.

Протокол заседания кафедры № ______ от "______"___________2019 г.

Учебно-методическая комиссия Института психологии и образования (отделения педагогики). Протокол УМК №_____от "_____"____________2019 г.

Содержание Рабочей программы

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования.

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.

4.1. Структура и тематический план контактной и самостоятельной работы по дисциплине (модулю).

4.2. Содержание дисциплины

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

6. Фонд оценочных средств по дисциплине (модулю).

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и форм контроля их освоения.

6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описания шкал оценивания.

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

7.1. Основная литература.

7.2. Дополнительная литература.

8. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля).

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

12. Средства адаптации преподавания дисциплины к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Программу дисциплины разработал профессор, д.н. Габдулхаков В.Ф. (кафедра дошкольного и начального образования, Институт психологии и образования), Pr_Gabdulhakov@mail.ru (кафедра дошкольного и начального образования, институт психологии и образования).

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования.

Данная учебная дисциплина включена в раздел "Б1.В.ОД4 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 44.04.01 "Педагогическое образование (Управление дошкольным образованием)" и относится к обязательным дисциплинам. Осваивается на 1 курсе в 1 семестре.

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы на 144 часа. Контактная работа - 24 часа, в том числе лекции - 4 часа, практические занятия - 20 часов, лабораторные работы - 0 часов, контроль самостоятельной работы - 0 часов.

Самостоятельная работа - 111 часов.

Контроль (зачет / экзамен) - 9 часов.

Форма промежуточного контроля дисциплины: экзамен в 1 семестре.

Краткий конспект курса

Тема 1. Государственно-общественная система управления дошкольным образованием. Органы управления образованием.

Вопросы:

1. Условия создания системы управления дошкольным образованием. 

2. Задачи создания системы государственно-общественного управления ДОУ.

3. Принципы государственно-общественного управления ДОУ.

4. Эффекты системы государственно-общественного управления.

5. Риски системы государственно-общественного управления ДОУ.

1. Условия создания системы государственно-общественного управления включают внешние условия (автономность образовательного учреждения, экономическая самостоятельность, четкость правовых норм, вариативность), внутренние условия (региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления, руководитель ДОУ понимает перспективность этих форм, эффективное сотрудничество с родителями и социальными партнерами).

К задачам системы государственно-общественного управления в ДОУ относятся: организация деятельности органов управления, развитие социального партнерства, создание системы общественного контроля, совместной деятельности родительской общественности.

К принципам государственно-общественного управления относятся: реализация и защита прав законных интересов участников образовательного процесса, приоритетность качества образования и жизни воспитанников, добровольность участия общественности в управлении ДОУ, открытость и доступность информации, независимость и паритетность органов общественного управления, согласованное распределение полномочий.

К эффектам системы государственно-общественного управления ДОУ относятся: привлечение в ДОУ дополнительных ресурсов, обеспечение материально-технического развития ДОУ, удовлетворение актуальных запросов семьи и общества, рост доверия общества к ДОУ, повышение открытости системы образовательного учреждения.

К рискам системы государственно-общественного управления относятся: сложность процедур создания управления, недостаток информации, непонимание реальных полномочий, формальный подход региональных органов управления, неготовность руководителей ДОУ к координации своих действий с представителями гражданских институтов.

Тема 2.Понятие управления. Принципы управления педагогическими системами. Системный и ситуационный подходы как методология управления.

Вопросы:

1. Понятие управления ДОУ.

2. Профессиональные знания руководителя ДОУ по менеджменту.

3. Лояльность к работающим, ответственность как обязательное условие успешного управления.

4. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз по горизонтали, атмосфера в организации.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

Для успешного осуществления деятельности заведующего, прежде всего, необходимо иметь определенные теоретические знания и соответствующие практические умения.

Профессиональные знания предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления:

1) организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности);

2) культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения;

3) рыночные отношения, предложение образовательных услуг, спрос на эти услуги со стороны потребителей.

Тема 3. Основные функции управления: управленческие решения, планирование, организация, контроль и регулирование, педагогический анализ. Методы управления.

Вопросы:

1. Организационная структура управления в ДОУ.

2. Принципы самоорганизуемого управления, взаимодействия самоорганизации и организации.

3. Принцип нелинейности.

4. Функции управления. Управленческий цикл.

5. Методы управления в ДОУ.

Управление ДОУ предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

Организационная структура управления предполагает четыре уровня управления: уровень заведующего, уровень его заместителей; уровень педагогов и родителей, уровень детей.

Принципы управления: самоорганизуемого управления, взаимодействия самоорганизации и организации, нелинейности, субъектности, открытости.

Принцип нелинейности предполагает преодоление аддитивного подхода в процессе развития системы управления.

Функции управления - совокупность самостоятельных действий и операций, не нарушающих в функциональной модели управления принципа последовательности выполнения управленческого процесса. К основным функциям относят: анали, прогнозирование, целеполагание, планирование, организацию, контроль и коррекцию (или регулирование).

Методы управления - это способы достижения целей. Выделяют методы: организационно-распорядительные (административные), организационно-педагогические, социально-психологические, экономические.

Тема 4. Сущность управленческого труда руководителя дошкольного образовательного учреждения. Управленческая культура.

Вопросы:

1. Аксиологический компонент и технологический компоненты управленческой культуры руководителя ДОУ.

2. Личностно-творческий компонент управленческой культуры.

3. Успешность в реализации административно-управленческих функций.

4. Культура принятия управленческого решения.

5. Профессионально-педагогическая культура руководителя.

Аксиологический компонент. В процессе управленческой деятельности руководитель усваивает новые теории и концепции управления, овладевает навыками.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт: осваивая ценности и технологии управления, руководитель ДОУ преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления.

Успешность управленческой деятельности определяется целями предстоящей деятельности, постановкой задач, определением главного направления на различных этапах деятельности, отбором содержания, средств, форм и методов деятельности для достижения цели.

Культура принятия управленческого решения определяется сопоставлением цели и результата, выявлением отклонений в развитии дошкольной организации, разработкой мер по корректировке педагогического процесса.

Профессионально-педагогическая культура руководителя ДОУ предполагает умения: целостно, системно видеть педагогический процесс (от целеполагания до конечного результата), анализировать его с научных позиций, сравнивать и отбирать наиболее перспективные концепции, образовательные технологии, анализировать систему воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Тема 5. Руководство педагогическим процессом, содержание деятельности старшего воспитателя.

Вопросы:

1. Качества старшего воспитателя ДОУ.

2. Социальные функции старшего воспитателя.

3. Деятельность старшего воспитателя по управлению педагогическим процессом.

4. Особенности общения старшего воспитателя.

5. Методическое обеспечение педагогического процесса старшим воспитателем.

К качествам старшего воспитателя относят профессионально-организаторские умения (планирование, прогнозирование, методическое сопровождение образовательного процесса).

Социальные функции старшего воспитателя связаны с докладами, выставками, раскрывающими основные положения законодательства.

Старший воспитатель: обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей и добивается ее реализации; направляет и контролирует работу педагогов; оказывает методическую помощь педагогам (повышение квалификации, работа методического кабинета, опытно-экспериментальная работа, пропаганда педагогических знаний среди родителей; преемственность в работе воспитателей ДОУ и учителей начальной школы.

Глоссарий

ДОУ - дошкольное образовательное учреждение

МАДОУ - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

ГОУ - государственно-общественное управление

Методические рекомендации для студентов

Самостоятельное освоение дисциплины "Теоретические основы управления дошкольной организацией" предполагает поэтапное освоение шести тем. Каждое занятие предполагает раскрытие пяти вопросов. Краткое содержание этих тем отражает все вопросы - их получается 30. 

Тесты, предлагаемые по каждой теме, позволяют углубить понимание темы и набрать необходимое количество баллов.

При выполнении тестов рекомендуется использовать прикрепленные файлы и списки основной и дополнительной литературы.

Методические рекомендации для преподавателей

К содержанию дисциплины "Теоретические основы управления дошкольной организацией" следует отнестись творчески: это лишь одна из версий изложения материала.

Чтение аудиторных лекций можно чередовать с обращением к данному ЭОР. Вопросы, раскрытые в ЭОР, можно чередовать с другими - предусмотренными в вашей интерпретации дисциплины.

В то же время надо учесть, что предлагаемый ЭОР - самостоятельный и самодостаточный курс, позволяющий будущему магистру овладеть необходимыми профессиональными компетенциями.

Глоссарий.pdfГлоссарий.pdfКомпетенции.pdfКомпетенции.pdfКонспекты лекций.pdfКонспекты лекций.pdfКраткий курс.pdfКраткий курс.pdfМетаданные.pdfМетаданные.pdfПРОГРАММА-магистр.pdfПРОГРАММА-магистр.pdfСписок литературы.pdfСписок литературы.pdf