Институт психологии и образования,  кафедра дошкольного и  начального образования

Направление подготовки:  44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и иностранный (английский) язык» (бакалавриат, 2 курс, 3 семестр, очное обучение) 
Учебный план: «Педагогическое образование» (очное, 2015).

Дисциплина: «Русский язык».

Количество часов: 28 ч. (в том числе: лекции – 8, практические занятия – 20, самостоятельная работа студентов - 8); форма контроля: экзамен.

Аннотация: Учебная дисциплина "Русский язык" относится к базовой части профессионального цикла, входит в модуль "Теоретические основы и методика начального языкового образования" (Б3.В.2.2). Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с языкознанием (Б 3.В.2.1,  Б3.В.2.3, Б3.В.2.4, Б3.В.2.5, Б3.В.2.6), культурой речи (Б1.Б3), риторикой (Б1ДВ.1), методикой преподавания русского языка (Б3.В.2.9). Входные знания по данной дисциплине должны соответствовать школьному уровню. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для следующих дисциплин: "Практикум по русской орфографии" (Б3.В.2.6), "Методика обучения русскому языку" (Б3.В.2.9)

Настоящая программа составлена для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Педагогическое образование" с двумя профилями подготовки "Начальное образование и иностранный (английский) язык".

Цель курса «Русский язык» - изучение  теоретических  основ и практическое освоение морфологических норм современного русского литературного языка.

Основная задача курса  -  сформировать профессиональные умения и навыки, компетенции студентов по русскому языку,  подготовить студентов к преподавательской деятельности в начальной школе.

Изучение  курса строится как система лекционных и практических занятий, контрольно-обобщающих заданий. В лекциях дается теоретическое обоснование курса.

Рефераты, электронные презентации, творческие письменные задания  позволяют студентам синтезировать полученные знания с собственными идеями и проявить личный уровень подготовки по данному курсу. 

Темы: 

1.Морфология как грамматическое учение о слове.

2.Имя существительное как часть речи (категориальное значение, сущность морфологических признаков в сравнении с другими именами, синтаксические признаки).

3. Имя прилагательное как часть речи.

4. Глагол как часть речи: значение, морфологические и синтаксические признаки глагола, формы глагола.

Тематика практических занятий1. Категория падежа существительных, значение и способы выражения. Вопрос о классификации падежей. Значение падежей в русском языке. Система современного склонения имен существительных как результат исторического развития. 2. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Краткие формы прилагательных, их семантика, морфологические признаки и синтаксические функции. Степени сравнения имен прилагательных, их      образование, семантика. 3. Имя числительное как часть речи. Семантика, морфологические и синтаксические признаки. 4. Местоимение как  часть речи (семантика, грамматические признаки, разряды местоимений).5.Спряжение глагола в широком и узком смысле. 6. Вопрос о месте причастия в системе глагола. Семантика, морфологические и синтаксические признаки. 7. Вопрос о месте деепричастия в системе глагола. Признаки деепричастия, образование. 8.Наречие как часть речи. Семантика, разряды по значению. Слова категории состояния как особый лексико-грамматический класс слов. Вопрос о грамматических признаках категории состояния.9. Стилистическая дифференциация предлогов. Союз как служебная часть речи, значение, структура и способы образования. Союзы однозначные и многозначные.10. Частицы как часть речи, семантика, структура и способы образования. Частицы и их функции в речи.

 

Ключевые слова:  язык,  речь, русский язык, морфология, части речи морфологические признаки, значение, функция.

Автор курса:  Камалова Лера Ахтямовна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, тел.:89061120794, email: leraax57@mail.ru

 Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL