Риторика – одна из древнейших наук, в прошлом включала и грамматику, и поэтику. В античные времена риторика была, пожалуй, одной из самых главных, выражаясь современным языком, дисциплин. В России риторика была по-настоящему воспринята только в начале XIX века. А.С.Пушкин учил риторику в Царскосельском лицее по первым пособиям, изложенным преподавателями этого лицея на русском языке. Однако во второй половине XIX века эта наука стала ассоциироваться с празднословием и даже была запрещена царским указом, хотя именно в этот период общественная мысль России как никогда раньше вооружилась арсеналом самых мощных средств риторического воздействия в устной и письменной форме. После октябрьских событий 1917 г. риторика стала восприниматься руководителями народного просвещения как дворянская (или ещё хуже буржуазная) наука и тоже была решительно отвергнута (теперь уже советской властью), однако теория и практика речевого воздействия всё равно активно развивалась в сфере высшего образования через предметные области научного коммунизма, партийной пропаганды, культуры речи и др., в общеобразовательных школах – через специальные уроки развития речи. В 90-е годы слово риторика было реабилитировано и даже привело в замешательство специалистов, которые и так занимались риторикой под видом развития речи, речевого воздействия, речевого мастерства и т.д. Поэтому одни стали искать различия между развитием речи и риторикой, другие получили возможность обновить содержание работы по развитию речи под видом риторики, третьи стали активно писать новые учебники по риторике.

В настоящее время риторика – активно развивающаяся область знаний. Кроме классической риторики, появились юридическая, медицинская, педагогическая, инженерно-техническая и др. Появились и такие понятия, как подлинная (правдивая) риторика и чёрная (лжи-вая) риторика. В России риторике традиционно уделяют мало внимания и, по сути, в системе образования изучение риторики или отсутствует, или носит ознакомительный характер. На Западе риторика – один из главных курсов и он имеет статус профессиональной дисциплины и для журналистов, и для политиков, и для педагогов, и для врачей, и для инженерно-технических работников и др. Возможно, поэтому средства массовой информации России по эффективности воздействия на общественное сознание во многом проигрывают своим коллегам на Западе. Если в традициях российской риторики главным является правдивость, то в традициях западных риторик главным является воздействие на сознание и манипуляция сознанием, средствами же при этом могут быть и правда, и полуправда, и неправда. Слово манипуляция означает любое скрытое воздействие, имеющее целью изменить поведение другого человека. В теории нейролингвистического программирования (НЛП) одна из установок гласит: «коммуникация – это манипуляция». И в принципе любое педагогическое воздействие основано на манипуляции. Например, родитель, приучая ребёнка к использованию ложки или отучая употреблять плохие слова, тоже манипулирует им. Однако это продиктовано не эгоистичными интересами родителя, а заботой о ребёнке. Если совсем отбросить манипуляцию, обучить кого-либо чему-нибудь станет невозможно. Поэтому манипуляции подразделяют на экологичные («красивые», добрые, ведущие к позитивным результатам для самого человека, ставшего объектом манипуляции) и неэкологичные («некрасивые», злые, ведущие к позитивным результатам только для манипулятора). Проблема российского пиара состоит в том, что он до сих пор не создал подлинной политической риторики. Создаваемые им правдивые продукты, с точки зрения западных образцов, можно назвать подделкой, имитацией, псевдориторикой.

В нашем случае педагогическая риторика опирается на лучшие традиции классической риторики и представляет собой область знаний о закономерностях создания и условиях эффективности профессиональной публичной речи педагога. Основная цель педагогической риторики – формирование и развитие языковой личности будущего магистра-педагога, осознанно владеющего средствами педагогической коммуникации в целях управления познавательной деятельностью учащихся, их личностным развитием, в целях организации профессионального общения членов педагогического сообщества, в целях репрезентации профессиональных ценностей в публичной речи. Курс педагогической риторики направлен на формирование у будущих магистров психологии и педагогики профессиональной коммуникативной компетенции, знаний о закономерностях организации педагогического речевого общения, о речевых средствах организации учебного общения, умений профессионально пользоваться речью в различных ситуациях. Поэтому фактически педагогическая риторика связана со школьной педагогикой, а в её пределах – с мастерством обучающего монолога и учебного диалога, речевым поведением и риторическим образованием педагога (риторической же стороной вузовского преподавания является академическое красноречие). Риторика необходима как часть профессиональной подготовки магистра – педагога высшей квалификации.

ПЕД.РИТОРИКА-15.pdfПЕД.РИТОРИКА-15.pdfР-1.pdfР-1.pdfР-3.pdfР-3.pdfР-4.pdfР-4.pdfР-5.pdfР-5.pdfР-6.pdfР-6.pdfР-7.pdfР-7.pdfР-8.pdfР-8.pdfР-введение.pdfР-введение.pdfР-сам.работа.pdfР-сам.работа.pdf