В настоящее время ведущей проблемой в подготовке педагогов (на уровне магистерских программ) становится проблема выработки у них адекватной современным требованиям методологической грамотности, которая составляет основу методологической (научной, педагогической и методической) культуры.

Известен ряд работ по исследованию методологической культуры педагогической деятельности и формированию методологической культуры студентов педагогических вузов (В.И.Андреев, О.С.Анисимов, Г.И.Ибрагимов, П.Г.Кабанов, В.В.Краевский, В.В.Кон-дратьев, О.Е.Лебедев, В.С.Лукашов, М.И.Махмутов, З.Г.Нигматов, Е.Огарев, Л.Б.Соколова, А.П.Тряпицына, Ю.С.Тюнников и др.)

Представление о методологии как практико-ориентированной нормативной базе педагогики (Ю.К.Бабанский, В.Е.Гмурман, М.А.Да-нилов, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин и др.) начало формироваться в 60-е гг. XX столетия. Термин «методология» очень широко используется исследователями не только педагогических проблем, но и проблем (в первую очередь) философии, социологии, математики, физики, химии и т.д. При этом представители каждой отрасли научного знания наделяют его своими смыслами.

Фактически общепринятым является определение методологии педагогики как системы знаний об исходных положениях, обосновании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность (Данилов М.А., 1973). Спустя 20 лет оно было дополнено В.В.Краевским: «…а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных исследований». В первоначальном определении акцент делается на собственно методологии педагогики как науки, дополнение к этому определению, на наш взгляд, касается прежде всего области методологии педагогических исследований.

Само же слово методоло́гия (от греч. μεθοδολογία – учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος – мысль, причина) означает учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

В других вариантах:

- методология (мethodology) – это постоянно развивающаяся наука о логической организации разных видов человеческой деятельности, в том числе научной, практической, художественной, игровой и учебной, при помощи специально разработанных методов и способов для каждого вида деятельности;

- методология – это наука, представляющая собой учение об организации разных видов деятельности человека, а именно – научной, практической, учебной, игровой и художественной. В методологии используют различные способы, стратегии и методы построения определенного вида деятельности, разработанные специалистами из этой области знаний на основании глубокого изучения принципов деятельности и процессов работы в выбранном направлении;

- методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Такие определения однозначно детерминируют и предмет методологии – организация деятельности. Поэтому методологию чаще определяют как учение об организации деятельности.

В то же время не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность, как, например, рутинная повседневная деятельность учителя - «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.

Другое дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению, всегда направлена на объективно новый результат. Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данного учреждения) результат.

Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат. Поэтому в случае продуктивной деятельности возникает необходимость её организации, то есть возникает необходимость применения методологии.

Если методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация».

В соответствии с определением, организация – это:

- внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

- совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

- объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Отсюда логическая структура деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, её результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы. Поэтому временная структура деятельности включает: фазы, стадии, этапы деятельности.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально-экономических и социокультурных систем. А это значит, что основополагающим её элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов её функционирования и развития.

Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Поэтому цель исследования обычно заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. В реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых в будущем может осложнить работу, повышение квалификации субъектов образования, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими. Поэтому необходимо учитывать типы культуры организации деятельности.

Исторически известны разные типы культуры организации деятельности. Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами: фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации; технологическая фаза, результатом которой является реализация системы; рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.

Методологическая технология осуществления какой-либо деятельности (научно-исследовательской, педагогической и др.) включает в себя средства, методы, способы, приёмы. Поэтому методология – это в первую очередь логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Курс "Метология и методы научного исследования" отражает теоретические и практические аспекты организации педагогических исследований.

 

М-лит.pdfМ-лит.pdfМ-практ.pdfМ-практ.pdfМЕТОДОЛОГИЯ-15.pdfМЕТОДОЛОГИЯ-15.pdfПерсонификация.pdfПерсонификация.pdfРазв.речи.pdfРазв.речи.pdf